Как бы я ни относилась бесстрастно к этому празднику, он на самом деле весенне-светлый. А я обещала рассказать ещё об одном художнике, как рассказывала о Модильяни.
Поэтому, совместив эти два факта, небольшой рассказ о удивительно светлом художнике Яне ван Эйке.
Искусство Нидерландов первой половины XV в. очень точно определяет термин
«art nova» — новое искусство, термин, позаимствованный из истории музыки. Это было не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира. Человек считался не вершиной творения, а всего лишь одним из свидетельств могущества Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.
Самое известное творение Яна совместно с его старшим братом
Губертом, который, скорее всего, был его первым учителем живописи -
Гентский алтарь - грандиозный многоярусный полиптих, достигающий в центральной части трех с половиной метров в высоту и пяти метров в ширину в раскрытом виде.
www.nearyou.ru/gent/0open.htmlчитать дальшеДолгое время также считалось, что именно Ян был изобретателем масляных красок. Позже было доказано, что это не так - красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались: они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.
Вот именно о внутреннем сиянии я и хочу сказать. Все картины ван Эйка, написанные много веков назад, поражают потрясающими красками и светом. Они настолько умиротворяющи, светлы и чисты, что даже отбросив религиозную тематику, ты начинаешь понимать красоту.
Не знаю, как вам, а мне после просмотра его картин очень хочется верить.
Одна из самых известный картин художника - "Мадонна канцлера Ролена"
В 1408 году Никола Ролен поступил на службу к Иоанну Бесстрашному, герцогу Бургундскому, а в 1422 году сын Иоанна Филипп Добрый, наследовавший своему отцу, произвел Ролена в канцлеры. Этот пост Ролен занимал на протяжении 40 лет, за это время невероятно разбогатев. Много денег он вкладывал в строительство. Поддерживал Ролен и живописцев – в своем родном городе Отоне он был известнейшим меценатом.
Канцлер Ролен повернут к Мадонне, причем обе фигуры находятся почти на одном уровне и почти одинаковы по размеру. Жест Младенца направлен к Ролену. Они представлены как люди, знакомые друг другу, и потому внимание между ними распределено равномерно. В этом проявилось новое отношение художника к человеку, новое понимание его места в мире.
Позади Мадонны и канцлера, за резными колоннами из яшмы и агата, виден пейзаж. Лентой извивается река, уходящая к горизонту. Лодки и барки плывут по воде, омывающей острова и заросшие лесом берега. Голубоватые горы закрывают горизонт. На берегах реки раскинулся большой город. По его узким улочкам снуют люди в разноцветных одеждах. Неповторима каждая деталь пейзажа, все говорит о восторженном отношении художника к миру. Изображение столь правдиво, что зритель чувствует себя как бы побывавшим в этом городе.
Примечательным является то, что эта картина продолжает вдохновлять) Именно после невероятно красивой и светлой, как и картины Ван Эйка, песни Канцлера Ги, я заинтересовалась этим полотном и этим художником.
Где бургундский год и бургундский день
Претворился в век,
С краской перемешивал свет и тень
Мастер Ян ван Эйк:
Окуная в краску гибкую кисть,
Он ловил лисицы-Времени след,
Отпуская душу на волю ввысь,
Он писал портрет
Где сияло солнце на дне морей
И плескалась радость в водах зеленых,
Где Печаль и Смерть, преломив копье,
Отступали прочь,
С неба сквозь леса корабельных рей
Улыбалась кротко людям Мадонна –
Золотом сияли глаза ее,
Побеждая ночь…
Где соборов кружево сплетено
За щитами стен,
Ночью пьет вино и глядит в окно
Николя Ролен;
Он сплетает судьбы, точно паук,
И уже почти не помнит молитв,
Только в тишине вдруг замкнулся круг –
Воплотился миф.
Отступила затхлость и умер тлен,
Заплясали искры в гранях оконных,
Дым от свеч застыл между райских роз
Золотым венцом;
В темноту глядел Николя Ролен,
Преклонив колени перед Мадонной,
И струился свет от её волос
На его лицо.
Праведным тебе уж давно не стать –
Только в этот раз
Не смотри, не думай – не убежать
От Мадонны глаз!
Скорлупа разбита, взломан замок –
Вылетай, душа, в цветное стекло,
Положи себе света лепесток
На холодный лоб.
Звезды попадали в полночный плен,
А художник видел нечто спросонья,
Наблюдая чудо сквозь щель во сне
И шепча «Аминь!»:
Плакал в полутьме Николя Ролен,
Отцветала осень Средневековья,
И летели листья ее к земле
В голубую стынь. (с) Канцлер Ги